Все пять ювелирных изделий — две мушечницы и три табакерки — заняли место на постоянной экспозиции в Галерее драгоценностей.
Франко-швейцарский ювелир, мемуарист, художник Иеремия Позье был придворным ювелиров трех императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В церемониях коронации вплоть до Николая II использовали Большую императорскую корону его авторства — первоначально она была создана для венчания на престол Екатерины II. В арсенале ювелира были не только главные атрибуты августейших особ, но и знаменитые букеты из драгоценных камней, броши, эгреты, пряжки-аграфы, серьги, табакерки и мушечницы.
«В контексте музейной истории Позье стал чем-то вроде эрмитажного бренда», – отмечает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Дошедшее до наших дней достояние ювелира немногочисленно. На сегодня реставрация коснулась нескольких работ: табакерки с рубином, покрытой чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов; табакерки с корзиной цветов из бриллиантов и сапфиров; табакерки с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, украшенной также бриллиантами; мушечницы с двуглавым орлом зеленой эмали и бриллиантовым узором на затворе; круглой мушечницы с двуглавым орлом.
Реставрация под руководством заведующего Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Игоря Малкиеля, а также заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства Ольги Костюк началась с исследования ювелирный предметов. Затем были удалены загрязнения и проведена лазерная очистка. С помощью лазерной сварки специалисты устранили трещины и разрывы, а драгоценные камни закрепили заново. Были укреплены эмали на крышке и вогнутом тулове круглой мушечницы с бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны и восполнена обратимыми керамическими композитами часть утраченного эмалевого декора мушечницы с двуглавым орлом зеленой эмали.
«В процессе реставрации было обнаружено много интересного. Например, в одной из мушечниц под зеркалом нашли фрагмент игральной карты (крести). Что этим хотел сказать мастер пока остается секретом, который ещё только предстоит раскрыть», – рассказывает заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Игорь Малкиель.
Комментарии (0)