Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Театр
  • ТОП30. Самые знаменитые люди Перми — 2025 ​​​​​​​
Театр

Поделиться:

Как Сергей Баракин превратил нишевый жанр моноспектакля в международный феномен с солд-аутами и лайн-апом из сотен артистов

Сергей Баракин, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского института культуры, заместитель председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей РФ, директор фестиваля «МОНОфест», который с 2014 года ежегодно объединяет моноспектакли разных театральных жанров. За время существования проекта в фестивале приняли участие сотни артистов из разных городов России и других стран мира.

Сергей Баракин — номинант премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025 в категории «Театр».

Критики любят «МОНОфест» за концентрацию качественных спектаклей, зрители — за эмоции, которые не всегда могут получить в репертуарных театрах, участники — за возможности. А что для вас лично «МОНОфест»?

Прежде всего тяжелый труд. За 11 лет существования фестиваля у нас сформировался свой круг зрителей, появился стабильный интерес, но за всем этим стоит огромная работа по организации и проведению. Сбор заявок, просмотр всех представленных спектаклей, отбор постановок, составление афиши, работа по привозу спектаклей в Пермь, их показ зрителю — это целый процесс.

Что изменилось за время существования фестиваля?

Само время. В 1990-х годах был проект «В начале было слово». Его проводила Пермская филармония, а придумала литературный редактор Татьяна Акулова. На фестиваль приезжали выдающиеся артисты: Владимир Рецептер, Леонид Мозговой и многие другие. Главное отличие от тех времен — люди активно читали и приходили увидеть сценическую интерпретацию книги. Сейчас, в эпоху цифровых технологий, мало кто берет в руки литературу и с этим бесполезно бороться.

Наш фестиваль рассчитан на интересующегося, думающего зрителя. И мы таких зрителей в Перми находим. К нам приходит думающая аудитория, научная интеллигенция, преподавательская среда. Приходит молодежь. Мы отбираем спектакли с разными выразительными средствами, рассчитанные на разную аудиторию, в том числе экспериментальные постановки, которые привлекают молодых людей. Они, возможно, и не читали первоисточники, но им интересно происходящее в театре.

Театральный фестиваль — явление не массовое, но «МОНОфест» собирает аншлаги. Как считаете, в чем главный секрет успешности фестиваля?

Театральных фестивалей в Перми недостаточно. Были крупные мероприятия: «Большая перемена», «Пространство режиссуры». Сейчас ведущее положение занимает Дягилевский фестиваль. Это события с большими залами, огромными бюджетами, рассчитанные на широкую аудиторию. А «МОНОфест» как раз очень локальный, камерный, нишевой фестиваль — на сцене один персонаж, и, собственно, все.

Наше главное достижение — сформировавшийся постоянный круг зрителей. Есть люди, которые приобретают билеты практически на все спектакли. Они каким-то образом выстраивают свои графики, подстраивают рабочее расписание. Эти преданные зрители остаются на обсуждениях, активно участвуют в дискуссиях. Несмотря на стремительный ритм жизни и рыночные отношения, они проявляют интерес к таким вещам.

«МОНОфест» рассчитан на интересующегося, думающего зрителя

Зритель, актер, режиссер, театр — на кого, по вашему мнению, важнее всего влиять при помощи таких проектов, чтобы жанр моноспектакля развивался?

Ответ простой. Почему артисты приезжают на фестиваль? Каждый из них находится в своей среде, варится в собственном соку. Их знают в родном месте, все предсказуемо. Когда же человек попадает в другой город, возникает новый контекст.

Спектакль, имевший оглушительный успех в родном городе, может совершенно иначе восприниматься в нашей афише. Или работа в родном городе прошла незаметно. А показавшись на фестивале, заиграла новыми гранями и имела успех. Так структурируется театральный процесс, формируется новая качественная атмосфера.

Вы упомянули, что ваше достижение — это собранная аудитория. А что еще вы считаете достижением последних лет?

То, что мы вообще продолжаем проводить фестиваль. Каждый раз все приходится выстраивать заново — искать финансирование, договариваться с площадками, решать организационные моменты. А затем возникает вторая ступень сложностей: когда все организовал, со всеми договорился, и вдруг что-то срывается, кто-то не может приехать — и конструкция рушится. Приходится начинать сначала.

Как вы видите развитие фестиваля дальше?

Соответствовать времени. Каждое время выдвигает своих героев, свой язык.

Нина Соловей, которая на протяжении 10 лет была арт-директором и выстраивала художественную политику фестиваля в соответствии со своим видением. После ее кончины за дело взялась Татьяна Тихоновец. Естественно, она — другой человек, иначе видит концепцию, по-своему подошла к формированию программы.

Мы волновались, но результат оказался очень интересным. Меняется время. Меняется человек во времени. Меняется взгляд человека на время. Так возникает развитие.

У вас есть фестивальные спектакли, которые нашли отклик в сердце?

Например, на самом первом фестивале был спектакль «Юра» Кагановича из Санкт-Петербурга. Из недавних — потрясающая «Комната Герды» Яны Туминой. И в каждом фестивале обязательно появляется хотя бы одна такая работа. А люблю и помню все.

Текст: Людмила Рычина

Фото: Дарья Чеклецова, Екатерина Фотина

Партнеры премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025:

Информационный обзор редакции. 12+

Теги:
ТОП 30 2025 ПРМ
Материал из номера:
Май — Июнь 2025

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: