Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Город
  • Общество
  • ТОП30. Самые знаменитые люди Перми — 2025 ​​​​​​​
Общество

Поделиться:

Анастасия Гилева: «Нужно включить детей с инвалидностью в общество и создать правильную среду, которая даст им возможность быть успешными»

Анастасия Гилева, президент Общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить», основательница Центра развития для детей с особыми образовательными потребностями «Дом счастья», доверенное лицо Президента России Владимира Путина в 2018 и 2024 годах, член команды «Вдохновители», автор 26 успешных социальных проектов и программ. Благодаря ее работе ежегодно более 12 тысяч детей с инвалидностью и их родители получают помощь.

Анастасия Гилева — номинант премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025 в категории «Социальные проекты».

Какие изменения в законодательстве произошли за 12 лет вашей работы в «Счастье жить»?

Я все больше убеждаюсь, что Россия — самое социальное государство в мире. Мне есть с чем сравнить. Если раньше получить технические средства реабилитации было сложно, годами ждали, то сейчас появился сертификат на реабилитационное оборудование. Его можно приобрести самостоятельно даже через онлайн-магазин без личных затрат.

Если раньше программы реабилитации были ограничены — раз в год месячный курс, то сейчас можно получить минимум 2–4 реабилитации и два санаторно-курортных лечения в год. Законодательство сильно изменилось, особенно в 2016 году в рамках реформы доступности образования. Сейчас любая школа обязана обеспечить все, что необходимо ребенку, в том числе логопедов, дефектологов, психологов. Появилось право выбора родителей — инклюзивное образование, обучение на дому, семейное образование. Появился статус ЛОУ — лицо, обеспечивающее уход за ребенком с инвалидностью. Теперь родитель, устроенный на неполный рабочий день, может получать соответствующую выплату.

Семьи с детьми-инвалидами часто оказываются в ситуации социальной изоляции. Какие механизмы поддержки таких семей вы считаете наиболее эффективными? Как должна выглядеть идеальная модель поддержки государства?

Идеальной мерой поддержки я считаю помощь с покупкой недвижимости. Семьи с детьми-инвалидами часто не могут позволить себе первоначальный взнос в 20%. Хорошо бы появились сертификаты на приобретение жилья или земельного участка, как для молодых и многодетных семей.

И, конечно, в каждой семье, где воспитывается ребенок с инвалидностью, должен быть автомобиль. Хотелось бы, чтобы льгота по транспортному налогу была федеральной, а не на усмотрение региона. Плюс льготная программа для родителей при покупке автомобиля.

Самый простой вариант — увеличить в три раза пенсию ребенка с инвалидностью. Сейчас она составляет всего 19 тыс. рублей, чего катастрофически недостаточно для особых потребностей таких детей.

Если бы вы могли изменить одно представление общества о детях с инвалидностью, какое бы это было?

Если бы я могла что-то изменить в общественном сознании, я бы вообще не выделяла детей с инвалидностью. Просто относилась бы ко всем детям с вниманием, любовью и добром.

Как меняется восприятие мира у обычных детей, когда они учатся вместе с детьми с особенностями развития? Какие навыки они приобретают?

Первое, что я замечаю, когда ребенок видит сверстника с ограничениями и понимает: «Он может, а чего я не могу?». Второе — дети поначалу не знают, как себя вести, особенно подростки. Но, преодолевая эту неловкость, они открываются миру иначе. Я вижу, что дети с нормой развития становятся более открытыми — «настоящими».

С нашими детьми маски не работают — они их не считывают, не понимают, ими сложно манипулировать. Приходится быть искренним. И что особенно радует — я не вижу гиперопеки по отношению к особенным малышам со стороны их сверстников. Есть внимание и забота, но нет жалости или выделения. И это вдохновляет, вселяет веру в будущее.

Какие неординарные методы социализации детей с инвалидностью оказались по вашему опыту наиболее эффективными?

Расскажу на примере своей семьи. Я мечтала, чтобы дочь Таня училась в обычной школе, просто была в среде здоровых детей. В 2018 году она пошла в первый ресурсный класс. Мне было неважно, научится ли она читать, писать, считать. Но через четыре года педагог сказал, что Таня знает таблицу умножения! Здоровое сообщество создало условия развития, о которых я даже не мечтала. Не нужно придумывать что-то особенное — нужно просто включить детей в общество и создать правильную среду, которая даст им возможность быть успешными.

Текст: Людмила Рычина

Фото: Юлия Юдинцева

Партнеры премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025:

Информационный обзор редакции

Теги:
ТОП 30 2025 ПРМ
Материал из номера:
Май — Июнь 2025

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: