Вьетнамка Куинь Ан выросла в Башкортостане, а во взрослом возрасте решила вернуться на этническую родину. Мы пообщались с ней и выяснили, как ощущается жизнь в Дананге после Уфы (спойлер: дружба с экспатами, экскурсии и ностальгия по липовым аллеям!).
Вы – этническая вьетнамка, но выросли в Уфе, верно?
Во вьетнамском языке есть понятие việt kiều: так называют вьетнамцев, которые утратили свою национальную идентичность – долго жили в другой стране, перестали соблюдать традиции народа. Получается, я – вьет кьеу из России. Точнее, из Уфы: в восьмидесятых родители приехали в Советский Союз, чтобы учиться по обмену, а потом остались там жить. Я родилась в городе Орске, а когда мне исполнилось три, мы переехали в Уфу.
Каким было ваше детство?
Сначала мы жили на Округе Галле, но однажды – мне тогда было пять лет – на нашу семью напали скинхеды, и нам пришлось переехать в Инорс. Расти вьетнамкой в Уфе было сложновато: в детстве меня часто принимали за башкирку, но когда узнавали, откуда я – начинался буллинг. Ладно, не будем об этом.
В целом я была счастливым ребенком: тусовалась на даче у лучшей подруги, проводила много времени с нянечкой-татаркой. Она разговаривала со мной по-татарски, слушала национальные песни – поэтому татарская культура стала частью меня. Из смешного: обычно родители говорят своим детям что-то вроде «будешь плохо учиться – станешь дворником или сантехником». А меня пугали так: «будешь плохо учиться – отправим тебя во Вьетнам, работать на рисовых полях». Мне этого совершенно не хотелось! После школы я поступила в медицинский, опять же по настоянию мамы и папы: отправить ребенка учиться на врача – дефолтное желание всех азиатских родителей.
В какой момент вы осознали, что жизнь во Вьетнаме – это все-таки не только работа на рисовых полях?
Я переехала в 2016 году. Это было легко, потому что у меня есть гражданство. С апреля 2025 живу в Дананге – хотя с этим городом у меня слегка абьюзивные отношения. До того как осесть здесь, жила в Ханое: там я много и успешно работала, взбиралась по карьерным лестницам, но вынуждена была уехать из-за плохой экологии – Ханой считается одним из самых загрязненных городов в мире. А Дананг – быстроразвивающийся мегаполис, при этом здесь достаточно дешево. Есть море, красивая природа, можно выбираться куда-то на выходные – в общем, меня все устраивает.
Кстати, если приезжаешь во Вьетнам впервые – в каких городах обязательно стоит побывать, а на какие можно не тратить время?
Зависит от того, чего вам хочется. Если лежать на пляже и купаться в море – пожалуйста, есть Дананг, Нячанг, Фукуок. Я, когда прилетела в первый раз, очень хотела попасть в бухту Халонг на восточном побережье. Это главная достопримечательность страны: неофициальное название Вьетнама – Земля голубого дракона. По легенде, голубой дракон спустился с небес именно в Халонг – махнул хвостом и разбил сушу на тысячу островов. Как человек, который обожает путешествовать, я люблю север Вьетнама: провинции Хазянг, Йенбай, Каобанг, Лаокай, Ниньбинь – невероятно красивые места. Проехала его полностью на байке и с удовольствием сделала бы это еще раз, и еще, и еще – во всех жизнях повторила бы. Отдельно советую побывать в Далате: это горный курорт, чистый и очень живописный. Не стоит надолго задерживаться в Ханое и Хошимине: эти два города обычно используют как хаб, чтобы прилететь в страну и отправиться в нужном направлении.
Сложно было ассимилироваться?
Не особенно: я довольно открытый человек, легко знакомлюсь и завожу дружбу. Но друзей-вьетов у меня мало: в основном мой круг общения здесь – это việt kiều, то есть русскоговорящие вьетнамцы, европейцы, экспаты из стран СНГ. Сейчас я работаю в туристическом агентстве – провожу экскурсии для туристов из России и Казахстана. В свободное время хожу на пробежки, встречаюсь с друзьями, играю в пиклбол… Словом, делаю примерно то же, чем могла бы заниматься в Уфе.
Не скучаете по Уфе?
Скучаю бесконечно, ежедневно. Прошлым летом я приезжала в гости – и расплакалась, гуляя по липовой аллее. В наушниках заиграла песня End of Beginning Джо Кири: «Remember twenty-four?», вот это все – и я вспомнила липу, которая росла прямо перед окном нашей квартиры, когда я была ребенком. Да, очень хочется выйти из своей данангской квартиры прямиком в Уфу: потанцевать под Меладзе и Димочку Билана в «Настроении» или пойти на вечеринку в «Мечтах», нарядившись с иголочки – и увидеть вокруг таких же стильных, классных ребят. Выпить кофе в хорошей кофейне, погулять на Телецентре, пройтись по набережной… Даже по Инорсу походить хочется. Уфа открывается для меня всегда снова и снова, я чувствую себя туристом, когда возвращаюсь или показываю ее кому-то. Как писала Цветаева: «Торжественными чужестранцами Проходим городом родным».
Как в целом ощущается жизнь в Азии по сравнению с Россией?
Вьетнам сильно меня разбаловал! Тех денег, что я здесь зарабатываю, хватило бы на средненькую жизнь в Уфе – а тут на них можно позволить себе многое. Теплое море круглый год – безусловный плюс. А еще – возможность в любой момент куда-то сорваться, и это не встанет в копеечку: за 150 долларов можно улететь в Бангкок, Токио, Сингапур, Куала-Лумпур, на Бали – все такое интересное, и все рядом.
Какие у вас отношения с местной культурой?
Знаете, я всю сознательную жизнь бежала от вьетнамских традиций: весь этот патриархат мне совсем не нравится. Но стараюсь никому не навязывать свое мнение – за исключением случаев, когда дело касается чьей-то личной безопасности. Стремлюсь ко всему относиться терпимо: не превращаться в экспата, который приезжает из СНГ в Азию и ожидает такого же сервиса, как дома. Мы ведь все-таки не колонизацией занимаемся, а приезжаем в гости, нельзя указывать людям, что им делать и как жить в своей стране.
Текст: Эльвира Галиева
Фото: личные архивы героини
Комментарии (0)