Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Знакомьтесь: Phidhaïle – уфимский музыкально-визуальный проект. Они миксуют в текстах башкирский и французский, пишут треки через zoom-встречи и выпускают по синглу каждый месяц

Скоро о ребятах будут говорить все! Группа еще в 2023 году выпустила альбом на четырех языках и продолжает экспериментировать: в одном треке они могут заигрывать с татарским звучанием («не жми бабла, малай!»), в другом – записать синти-поп на английском. Поговорили с участниками и узнали, что послушать, если вы сейчас влюблены, и когда выйдет новая песня.

Алена Ptitsburg, Вика Is.toriya, Рустам Нерустам
Фото: Полина Назарова

Алена Ptitsburg, Вика Is.toriya, Рустам Нерустам 

Первое, что должны знать читатели о Phidhaïle?

Рустам Нерустам, семплер: Мы не несем никакой ответственности за то, что с вами случится, когда нажмете кнопку play. (Смеется.)

Алена Ptitsburg, клавишница: Если серьезно, Phidhaïle – это уфимский электронный музыкально-визуальный проект. Он существует уже девять лет в разных проявлениях, а внутри можно найти музыку, живопись и наши истории.

Давайте подробнее поговорим о создании группы: как все произошло?

Алена: Я познакомилась с Рустамом на выставке художницы Ольги Цимболенко. Это было так: я села за синтезатор, а Рустам – за гитару, тогда мы еще не говорили друг с другом, но уже играли, это был эксперимент двух незнакомых людей. Спустя несколько лет экспериментов мы вместе нашли Вику и так появился Phidhaïle.

Вика Is.toriya, вокалистка: Да, я как-то пела на квартирнике, а на следующий день мне написал Рустам. Сказал – приходи на репетицию через три месяца. Я пришла.

Рустам: А мне приснились две девчонки и семплер – голос во сне сказал: ты их найдешь. Семплер как в моем сне еще, видимо, не изобрели, а с девчонками повезло больше.

А кто за что отвечает в проекте?

Алена: Секцию ударных, перкуссий и саунд-дизайн создает Рустам, он же играет на семплерах и драм-машинах, я пишу мелодии синтезаторов и инструментов, играю на клавишных. Партию вокала и тексты пишет Вика.

Коллаж художницы Ольги Цимболенко для группы

Коллаж художницы Ольги Цимболенко для группы 

Коллаж: Ольга Цимболенко
Фото: Рустем Гайсин

Свой первый и пока что единственный альбом Paloondra вы выпустили еще в 2023 году. В нем – восемь треков на башкирском, русском, английском и французском языках. Расскажите, как вы работали над ними?

Алена: Тогда был долгий и тяжелый год, запись тоже давалась сложно в плане взаимодействия со звукоинженером, с которым мы были в разных странах, как-то все очень затянулось, но я рада, что все получилось и эти песни вышли. До сих пор не помню весь перевод наших текстов, зато мне нравится, как они звучат на разных языках.

Рустам: Paloondra – это наш первый сезон, мы тогда все жили в одном городе, собирались на репетиции по расписанию, писали большую часть песен наугад.

Сейчас, можно сказать, у нас второй сезон, и его фишка – онлайн-репетиции. Я переехал в Петербург, поэтому теперь мы – группа на два города. И мы из тех немногих коллективов, которые удаленно в режиме реального времени делают песни, а не перекидываются записями.

Ого, а как это технически происходит?

Рустам: Онлайн-репетиции похожи на zoom-созвон, но только в DAW-программе – в нашем случае это Ableton. Есть плагин, который связывает несколько компьютеров, и все, что я делаю со звуком, слышат участники репетиции. Так мы на ходу сочиняем мелодии и ритмы, ищем звучание, напеваем тексты, пишем сразу же кусочки и соединяем в один проект. Когда просто перекидывались записями, одна песня у нас делалась два-три месяца, а в «живом» режиме мы за полгода сделали семь-восемь песен и столько же набросков.

Вы пишете, что делаете музыкальные авантюры для уставших интеллектуалов, а в вашем звучании много экспериментов. Как вы сами определяете свой жанр?

Вика: Мемом «наш» с Багзом Банни.

Рустам: Решили, что наш ключ в музыке – коллажность. Мы любим менять жанр прямо на ходу, это практически девиз первого альбома. В визуале это также подчеркивается: наша близкая подруга, художница Ольга Цимболенко – мастер спорта по обрезанию картинок. Так и лепим визуальные образы – кусочки того-этого. В клипе «Кубба» это видно, например.

Расскажите про этот клип: вы сами все снимали или привлекали команду?

Рустам: Все сами. И нам помогают друзья. Весь клип «Куббы» я придумал, когда ехал по острову Ольхон после фестиваля Radi Sveta. Прям по таймингу, четко все записал и за две недели мы организовали съемки: нашли людей, реквизит, технику. Наш бессменный друг, оператор Рустем Гайсин ввязался в это с головой. В итоге случилось такое приключение: сняли в поле за один день, извазюкались в грязи, но это единственный клип на моем опыте, который был тютелька в тютельку в тайминге.

Вика: Мне больше всего нравится клип к треку «Кичьлам» – его мы снимали зимой, на крыше дома Рустама, в проводах и с фольгой на голове.

Рустам: Тогда мы просто наснимали много красивых кадров, даже не планировали, что это будет клип к песне «Кичьлам» – само собралось потом на компе. Только я доснял Вику с синхроном, остальное было коллажно – кусочки для неизвестно чего.

Фото: Рустам Нерустам
из личного архива Рустама

C какой песни лучше начинать знакомство с вами?

Вика: Если нужен вайб бунтаря-понедельника, то Matodor, для пятничной тусы – «Малай», а на прощальное воскресенье – «Новогодняя» и «Зверек».

Рустам: Если вы сейчас влюблены, то «Кубба».

Алена: Я бы включила что-то из свежего, поэтому – «Малай».

Кстати, про «Малай». Трек попал в подборку инди-лейбла «Родной звук» – поделитесь честной реакцией: это круто для вас или не важно? 

Алена: Для меня очень важна любая поддержка. Но если ее не будет, я не перестану делать музыку.

Рустам: Скорее важно думать, что это не важно. Вот они сейчас прочитают и обидятся, перестанут публиковать.

В июне у вас вышел сингл «Зверек» – это тизер нового альбома?

Рустам: Новый альбом – это как я в 1956 году – еще и не был в планах. Пока у нас челлендж – одна песня в месяц. До конца этого года у нас уже запас. Следующий релиз, кстати, первого августа, но посвящен будет июлю – там про лето, дождь и львов.

Кроме музыки, чем вы еще занимаетесь?

Алена: Работаю юристом по гражданским делам. Помимо Phidhaïle, играю на клавишах в проекте Павла Грачева – Shakuhachi on the Minipops. До этого еще разные инди-коллективы были и своя музыка.

Рустам: Я разнорабочий, беру любую работу, что по плечам, чтобы выжить в наше непростое время

Вика: Выражаю свои субличности через группу Phidhaïle, сольный проект is.toriya и педагогику сейчас и как будто бы всегда.

Концерт Phidhaïle в Dom Печати
Фото: Рустем Гайсин

Концерт Phidhaïle в Dom Печати 

Фото: Рустем Гайсин

Где вас можно встретить в Уфе?

Алена: Со мной можно случайно встретиться в суде, но лучше не надо! А так – мы периодически устраиваем сольные выступления. В прошлом году играли концерты в Dom Печати в Уфе и в центре им. С. Курехина в Петербурге.

И еще, это ведь ваше первое интервью. Какой вопрос вы хотели бы, чтобы вам задали?

Вика: Что я советую посмотреть сегодня? «Вечерний экспресс “Сансет Лимитед”».

Рустам: Кто убил Лору Палмер? Цой.

Алена: Хотела бы, чтобы спросили: «А кто такой Фидаиль?» Это ведь имя.

Договорились! Начнем с этого следующий разговор. 

Текст: Асия Нигамаева

Фото: Полина Назарова, Рустем Гайсин, Рустам Нерустам

Коллажи: Ольга Цимболенко

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: